X МНПК "Управленческие науки в современном мире"
На юбилейной конференции «Управленческие науки» искали секретный ингредиент построения стратегии
29-30 ноября 2022 года в Москве в Финансовом университете при Правительстве РФ прошла X Международная научно-практическая конференция «Управленческие науки в современном мире». Она в очередной раз стала местом притяжения теоретиков и практиков в области управленческих наук не только из России, но и из Франции, Казахстана, Республики Беларуси, Грузии, Армении, Таджикистана. Более 450 человек собрались на площадке Финуниверситета, чтобы поделиться результатами своих исследований, обменяться мнениями и опытом. Организатором мероприятия выступил Департамент менеджмента и инноваций Факультета «Высшая школа управления» Финуниверситета. Соорганизатор – Издательский дом «Реальная экономика».
В первый день работы конференции прошли заседания 17 студенческих секций, а также секция преподавателей «Управление инвестициями в реальном секторе экономики».
Центральным событием второго дня стало пленарное заседание на тему «Секретный ингредиент: как построить стратегию в новых условиях?». Приветствуя аудиторию, Декан Факультета «Высшая школа управления», профессор Департамента менеджмента и инноваций Факультета «Высшая школа управления» Финуниверситета, д.э.н., проф. Аркадий Трачук подчеркнул, что нынешняя конференция – юбилейная, и традиционно ее участников ждет насыщенная программа.
«Секции, запланированные в рамках конференции, охватывают все основные аспекты вопросов управления – как управления в коммерческих организациях, так и государственного муниципального управления, общие вопросы менеджмента. Думаю, тем, кто вовлечен в работу секций, будет интересно, они найдут что-то важное и полезное в докладах коллег», - подчеркнул Аркадий Трачук.
В конференции приняли участие делегаты из разных регионов России: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Владимирской, Свердловской, Ивановской, Самарской, Ростовской областей, Пермского края, Республики Башкортостан, Донецкой Народной Республики.
«Мы приветствуем представителей более 30 университетов из Российской Федерации и других стран, а также научных исследовательских центров и институтов, органов управления страны и коммерческих организаций. Хочу отметить, что наша конференция не только для состоявшихся ученых, но и для тех, кто только пробует себя в науке – специально для них организованы студенческие секции», - уточнил Аркадий Трачук.
В своем докладе он рассказал об имитационных стратегиях российских промышленных компаний, представив результаты соответствующего исследования. Оно включало три этапа. На первом была сформирована выборка и проведено онлайн анкетирование компаний. На втором проведена кластеризация компаний по типу реализуемой стратегии. На третьем проанализирована эффективность стратегии имитации и инноваций. В опросе участвовали 132 промышленных компании, в том числе представители пищевой, химической промышленности, производства машин и оборудования.
В ходе исследования выяснилось, что наиболее часто российские компании имитируют свойства продукта, так как в отличие от бизнес–модели и технологии производства, свойства продукта являются видимыми и легче поддаются обратному инжинирингу. Меньше всего компании копируют дизайн и бренд. При этом чаще всего компании, реализуя стратегии имитации, хотели бы привлечь новых потребителей, сохранить желаемую долю рынка и объем продаж.
Профессор Жан-Эрик Пеле, работающий над темами, касающимися поведения потребителей при использовании веб-сайта и других цифровых систем (электронное обучение, управление знаниями, платформы электронной коммерции), и того, как интерфейс может изменить это поведение, выступил с докладом на тему «Considering the importance of the convenience of last-mile home delivery with cargo bikes».
«E-commerce (электронная торговля) не существовала бы без сервисов доставки, без налаженного процесса управления цепочками поставок, - говорит эксперт. - В крупных городах все чаще появляются велодорожки для движения велосипедного транспорта, грузовых велосипедов и универсальных средств доставки. Почему бы не использовать велодорожки, чтобы помочь развитию e-commerce? Хорошей альтернативой транспортным средствам, используемым для доставки различных товаров и продуктов, могут стать грузовые велосипеды (cargo bikes) – это более безопасный для окружающей среды вид транспорта».
Несмотря на то, что у cargo bike грузовая вместимость меньше, чем у традиционного транспортного средства (всего 250 кг), на нем вполне можно доставить продукты питания, лекарственные препараты и даже компактно упакованные матрацы, а также различные хрупкие товары. Автор доклада привел соответствующие примеры.
О ситуации в научной сфере говорил проректор по коммерциализации и директор Центра коммерциализации технологий AlmaU при Алматинском университете менеджмента, основатель и генеральный директор «Marchmont Capital Partners», эксперт по венчурному инвестированию Кендрик Дэвис Уайт. По его мнению, в последние годы в данной сфере произошел настоящий прорыв, связанный, в том числе с тем, что сейчас ученые зачастую объединяют усилия, и их научные работы вышли на новый уровень.
«На мой взгляд, в РФ есть уникальные научные решения, которые могут изменить мир. Проблема в том, что иногда ученые в России и Казахстане, занимаясь новыми разработками, не думают на перспективу, а именно – кто станет их будущем покупателем», - подчеркнул Кендрик Дэвис Уайт.
По мнению руководителя проекта по государственной поддержке экспорта АО «Российский экспортный центр», к.э.н. Даниила Купреева, тем самым секретным ингредиентом для построения стратегии в новых условиях вполне могут стать меры государственной поддержки.
«Сфера ВЭД, наверное, наибольшим образом пострадала в условиях вводимых со стороны недружественных стран санкций, - считает эксперт. - Де-факто закрываются традиционные для наших экспортеров страны, экспортеры вынуждены переориентировать свои поставки на новые рынки, заниматься на них продвижением. Разрываются логистические цепочки, возрастают издержки экспортеров на логистику, привлечение финансирования и другие направления. В этих условиях очень важна поддержка государства».
Российский экспортный центр (РЭЦ) активно поддерживает направление экспорта. В настоящее время реализуется 12 программ господдержки экспорта. 51 млрд руб. составляет портфель программ поддержки в 2022 году (+ 65% по сравнению с 2021 годом). 65 млрд руб. составит портфель программ поддержки в 2023 году (+ 28 % по сравнению с 2022 годом). Три программы поддержки реализуются в цифровом виде (транспортировка АПК и 2 выставочные программы). Две программы планируется запустить с 2023 года в цифровом виде (павильоны, сертификация АПК).
Тематика выступления директора по развитию Бизнес системы Севергрупп, к.т.н. Александра Колобова касалась стратегического управления развитием российских многопрофильных бизнес-систем.
Спикер подчеркнул, что используемые многопрофильными компаниями варианты стратегии диверсификации тяготеют к преобладанию связанной, горизонтальной диверсификации. Широко диверсифицированные конгломераты в рамках текущего периода часто осуществляют рефокусировку в целях повышения сосредоточенности в группах связанных отраслей. Вместе с тем, корпорации ищут новые типы связанности бизнес-единиц корпораций (информационно-технологическая, на основе интеллектуальных ресурсов, бизнес-моделей, сходного динамизма отраслей).
После завершения пленарного заседания работу конференции продолжили тематические секции по следующим направлениям:
1. Антикризисное управление и управление непрерывностью бизнеса
2. Государственное управление и проблемы эффективности государственного сектора
3. Управление крупными городами и городскими агломерациями
4. Корпоративное управление и социальная ответственность
5. Международный бизнес: разворот на Восток
6. Операционная эффективность и управление бизнес-процессами
7. Проектирование и оценка социальных проектов в сфере массового спорта
8. Стратегии бизнеса: вызовы и возможности
9. Стратегический финансовый менеджмент
10. Теория и практика проектного управления
11. Управление знаниями и «непредсказуемость»
12. Управление инвестициями в реальном секторе экономики
13. Цифровой маркетинг и маркетинговые коммуникации
14. TEDS’22 Business strategies in modern conditions
Еще одно мероприятие в рамках X Международной научно-практической конференции «Управленческие науки в современном мире» - интеллектуальный квест для студентов состоится 8 декабря.